Социально - воспитательный проект
«Системная организация физкультурно- спортивной, психолого- коррекционной и медицинской работы с воспитанниками детского дома как технология снижения агрессивности и укрепления тенденций личностного роста» («Путь к здоровью»)
Руководители проекта – Лоскутова ГГ-инструктор физвоспитания, Калугина ВЛ- педагог- психолог, Рачева АА- старшая медицинская сестра
Участники проекта – Вяткин И, Сергеев А, Куварзин А, Евдокимов С, Джиоев Д, Емельянов Д, Паньков А, Старикова С, Стариков И, Попова Д
Срок реализации проекта – сентябрь 2013 – июнь 2014 г
Цель:
Отработка технологии комплексного сопровождения воспитанников посредством интеграции деятельности специалистов разных профилей (психолога, медицинского работника, физкультурного руководителя) по укреплению соматического, физического, психологического здоровья детей и снижению уровня агрессивности.
Задачи:
- разработать и апробировать технологию комплексной реабилитации воспитанников средствами физической культуры, психологического и медицинского сопровождения;
- обеспечить эффективную интеграцию взаимодополнительных усилий специалистов (психолога, медицинского работника, физкультурного руководителя, воспитателей) по повышению уровня всех аспектов здоровья воспитанников и снижению проявлений агрессивного поведения;
- отслеживать динамику изменений показателей соматического, физического, психологического здоровья детей и уровня агрессивности на всех этапах реализации технологии; а также самовольных уходов и совершение правонарушений;
- корректировать программы реабилитационных мероприятий на основании анализа динамики зафиксированных изменений;
- проанализировать итоговые результаты реализации комплексной реабилитационной программы;
- обобщить и распространить опыт по реализации проекта.
Прогнозируемый результат:
1.Апробированная и готовая к распространению технология комплексной реабилитации воспитанников средствами физической культуры, психологического и медицинского сопровождения.
1 Повышение уровня соматического здоровья воспитанников
2. Качественное и количественное повышение уровня физической подготовленности
3.Укрепление эмоциональной стабильности, снижение уровня агрессивности, повышение волевого уровня у воспитанников.
4. Сокращение самовольных уходов и совершения правонарушений воспитанниками
Ключевой компонент технологии:
Интеграция деятельности психолога, медицинского работника и физкультурного руководителя осуществляется следующими способами:
- «Маршрутная карта», в которой профильными специалистами совместно планируется, и совместно с воспитателями контролируется и фиксируется выполнение плановых программных мероприятий по каждому воспитаннику по направлениям реабилитации (1 раз в неделю. )
- «Паспорт здоровья» воспитанника заполняется каждым профильным специалистом; данные, вносимые в «паспорт», подвергаются взаимодополнительному анализу с целью внесения корректировок в процесс сопровождения ( Сентябрь, февраль, июнь.)
- Комплексный мониторинг: совместное подведение специалистами промежуточных результатов, их анализ для реализации корректирующих мероприятий (1 раз в месяц), заполнение мониторинга участников проекта «Путь к здоровью» (сентябрь, февраль, июнь. )
- спортивные занятия и соревнования, проводящиеся физруком с участием психолога (предварительная психологическая подготовка, психологические упражнения; выявление проблем, планирование корректирующих мероприятий; рефлексивные практики, направленные на осознание воспитанниками связи физического и психологического состояний, овладения способами саморегулирования) и медработника (отслеживание соматических показателей в процессе занятий физкультурой и спортивных соревнований)
- психологические и психофизические групповые мини- тренинги с участием психолога, физрука и медработника (психологические упражнения; дыхательные практики),направленные на эмоциональный самоконтроль и снижение агрессивности;
- индивидуальные консультации и групповая работа психолога с воспитанниками (работа в парах, малых группах) на основании проблем, выявленных в результате психолого-педагогического сопровождения физкультурно-спортивных мероприятий;
- совместные психолого- педагогические семинары по проблемам «Агрессивный ребенок: пути коррекции», «Профилактика и коррекция самовольных уходов воспитанников», «Детский суицид: проблемы, профилактика, коррекция».
Описание проекта
Проект реализуется в течение 2013-2014 учебного года и состоит из 3-х этапов:
1 этап – констатирующий
Цель: диагностика уровня физического, психологического и социального здоровья воспитанников
2 этап – формирующий
Цель: реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.
3 этап - контрольный
Цель: определение эффективности проведённых мероприятий
Основные результаты проекта :
1) Создана и апробирована «Маршрутная карта участника проекта»,
в которой под руководством психолога (руководителя психолого- педагогического направления проекта) совместно с профильными специалистами на основе «Единого расписания» планировалось и совместно с воспитателями контролировалось и фиксировалось выполнение плановых программных мероприятий по каждому воспитаннику по направлениям реабилитации (1 раз в неделю.) .
В дальнейшем рекомендуем ведение таких «МК» на группе воспитателем, с заполнением воспитанниками своего самоанализа 1 раз в день, а также проведение анализа занятий, результатов деятельности специалистами детского дома( 1 раз в месяц)
2) Создан «Паспорт здоровья» («ПЗ») воспитанника, который заполнялся инструктором физвоспитания, психологом, старшей медсестрой по своему профилю.
Данные, вносимые в «ПЗ», подвергались взаимодополнительному анализу с целью внесения корректировок в процесс сопровождения ( Сентябрь, февраль, июнь)
3) Проект «Путь к здоровью» доказал эффективность интеграции деятельности специалистов (инструктора физвоспитания, психолога и медицинского работника) про проведении воспитательных мероприятий в условиях детского дома : разработаны «Методический комплект занятий с воспитаннкиами», в который вошли : 2 спортивных мероприятия, 10 бесед медиков с воспитанниками, 3 корреционно- развивающих занятий по программе «Помощь детям с нарушением структуры самосознания в условиях детского дома», 3 психолого- педагогических семинара для педагогов, 7 брошюр «Психолог советует».
4) Наблюдаются количественные и качественные изменения в соматическом, физическом и психологическом здоровье воспитанников |