Понедельник, 29.04.2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Оханский детский дом

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Статьи » Сопровождение УВП » Логопед

Упражнения для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Упражнения для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Загребина В.П. - логопед

 

  Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

   Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительност.

   Эффективность упражнений, направленных на развитие речи зависит от соблюдения некоторых условий:

- систематическое проведение речевых разминок;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- вариативность упражнений;

- развитие и воспитание внимания.

   Предлагаемые упражнения помогут укрепить артикуляционный аппарат. Проводить  упражнения желательно с раннего возраста для предупреждения неправильного произношения  и для коррекции имеющихся нарушений.

Артикуляционные упражнения.

    Упражнение для губ.

«Лягушки улыбаются».

Растягиваем губы как можно шире. Упражнение сопровождается словами:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

    Упражнение для губ.

«Хоботок».

   Вытягивание губ вперед, имитируя хоботок. Сопровождается словами:

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

    Упражнение для губ.

«Лягушки и слонята».

  Соединяем поочередно движения упражнений «Лягушки улыбаются» и «Хоботок». Сопровождается словами:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

    Упражнение для губ.

«Бублик».

   Округлить губы, как бублик.

    Упражнение для губ.

«Улыбка».

Улыбнуться так, чтобы видны были все зубы.

    Упражнение для языка.

      «Домик».

     Рот это домик для язычка. У домика две двери (губы и зубы). Открываем первую дверь – губы, затем вторую – зубы. Язычок выглядывает и прячется. Темп увеличивается. Закрывается первая дверь – зубы, затем вторая – губы.

7.  Упражнение для языка.

      «Чищу зубы».

   Удерживать язык за нижними и верхними зубами. Достать кончиком языка каждый зуб, как с внешней, так и с внутренней стороны. Упражнение сопровождается словами:

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

    Упражнение для языка.

«Часики».

   При открытом рте делаются движения кончиком языка от одного угла рта, к другому. Сопровождается словами:

Тик-так, тик-так

Часики стучат.

    Упражнение для языка.

«Гармошка».

   Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот – как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка. Сопровождается словами:

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму

Ниже челюсть отведу.

    Упражнение для языка.

«Грибок».

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко приоткрыть рот. Сопровождаем словами:

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, шляпа на макушке.

    Упражнения для языка.

«Маляр».

   Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Сопровождается словами:

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже отпускаем,

Маляру мы помогаем.

    Упражнение для языка.

«Лошадка».

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сопровождается словами:

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

    Упражнение для языка.

«Качели».

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать так от одного до пяти. Затем темп убыстряется. Сопровождается словами:

На качелях

          Я качаюсь

                     Вверх – вниз,

                                                   И все выше поднимаюсь,

                                          А потом вниз.

    Упражнение для языка.

«Язычок болтает».

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл». Сопровождается словами:

Язычок мой дружок, весело болбочет.

Малышата – индюшата, ножками топочут, весело болбочут.

    Упражнение для языка.

 «Накажем язычок».

   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

    Упражнение для языка.

«Чашечка».

Сопровождается словами:

Язык широкий положи,

А края приподними

Получилась пиала,

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И бока к губам прижмем.

    Упражнение для язычка.

«Птенчики».

   Открыть рот. Язык в расслабленном состоянии лежит во рту. Имитируем птенцов, просящих есть.

    Упражнение для губ.

«Песенка самолета».

Набрать воздух, вытянуть губы и произносить на выдохе у-у-у, пока не закончится воздух.

    Упражнение для языка.

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    Упражнение для языка.

«Трубочка».

Свернуть язык в трубочку.

 
Категория: Логопед | Добавил: Редактор (20.11.2011) | Автор: Загребина В.П.
Просмотров: 1157 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz