Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Методическая копилка
Упражнения для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Упражнения для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Загребина В.П. - логопед
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительност.
Эффективность упражнений, направленных на развитие речи зависит от соблюдения некоторых условий:
- систематическое проведение речевых разминок;
- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- вариативность упражнений;
- развитие и воспитание внимания.
Предлагаемые упражнения помогут укрепить артикуляционный аппарат. Проводить упражнения желательно с раннего возраста для предупреждения неправильного произношения и для коррекции имеющихся нарушений.
Артикуляционные упражнения.
Упражнение для губ.
«Лягушки улыбаются».
Растягиваем губы как можно шире. Упражнение сопровождается словами:
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Упражнение для губ.
«Хоботок».
Вытягивание губ вперед, имитируя хоботок. Сопровождается словами:
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Упражнение для губ.
«Лягушки и слонята».
Соединяем поочередно движения упражнений «Лягушки улыбаются» и «Хоботок». Сопровождается словами:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Упражнение для губ.
«Бублик».
Округлить губы, как бублик.
Упражнение для губ.
«Улыбка».
Улыбнуться так, чтобы видны были все зубы.
Упражнение для языка.
«Домик».
Рот это домик для язычка. У домика две двери (губы и зубы). Открываем первую дверь – губы, затем вторую – зубы. Язычок выглядывает и прячется. Темп увеличивается. Закрывается первая дверь – зубы, затем вторая – губы.
7. Упражнение для языка.
«Чищу зубы».
Удерживать язык за нижними и верхними зубами. Достать кончиком языка каждый зуб, как с внешней, так и с внутренней стороны. Упражнение сопровождается словами:
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи и внутри,
Не болели, чтоб они.
Упражнение для языка.
«Часики».
При открытом рте делаются движения кончиком языка от одного угла рта, к другому. Сопровождается словами:
Тик-так, тик-так
Часики стучат.
Упражнение для языка.
«Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот – как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка. Сопровождается словами:
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму
Ниже челюсть отведу.
Упражнение для языка.
«Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко приоткрыть рот. Сопровождаем словами:
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпа на макушке.
Упражнения для языка.
«Маляр».
Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Сопровождается словами:
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже отпускаем,
Маляру мы помогаем.
Упражнение для языка.
«Лошадка».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сопровождается словами:
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Упражнение для языка.
«Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать так от одного до пяти. Затем темп убыстряется. Сопровождается словами:
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Упражнение для языка.
«Язычок болтает».
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится «бл». Сопровождается словами:
Язычок мой дружок, весело болбочет.
Малышата – индюшата, ножками топочут, весело болбочут.
Упражнение для языка.
«Накажем язычок».
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Упражнение для языка.
«Чашечка».
Сопровождается словами:
Язык широкий положи,
А края приподними
Получилась пиала,
Округленная она.
В рот ее мы занесем
И бока к губам прижмем.
Упражнение для язычка.
«Птенчики».
Открыть рот. Язык в расслабленном состоянии лежит во рту. Имитируем птенцов, просящих есть.
Упражнение для губ.
«Песенка самолета».
Набрать воздух, вытянуть губы и произносить на выдохе у-у-у, пока не закончится воздух.
Упражнение для языка.
«Лопаточка».
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Упражнение для языка.
«Трубочка».
Свернуть язык в трубочку.
|
Категория: Логопед | Добавил: Редактор (20.11.2011)
| Автор: Загребина В.П.
|
Просмотров: 1157
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|